youtube-h google facebook vk twitter odnoklassniki linkedin

GAMES

Игры разума+38 (068) 868 8831 Украина

d.voinov@ukr.net

Гостиницы

История гостиниц, как и история туризма, насчитывает уже много веков. С развитием торговли и связанных с ней разъездов стало совершенно необходимо организовать для путешествующих не только пищу, но и ночлег. Поскольку передвижение по стране было медленным, а путешествие долгим и трудным, и таверн на всех не хватало, многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах.

Первые упоминания о предприятиях гостиничного хозяйства встречаются в манускриптах, один из них - кодекс царя Вавилона Хаммурапи , написавший этот кодекс примерно в 1700 г до нашей эры, и в нем были определены различные правила. Первые туристические поездки были связаны с развитием торговли и обмена, прежде всего в Азии и на Ближнем Востоке. Именно деловой туризм стал первопричиной появления предприятий гостиничного хозяйства на территории тех регионов, где проходили крупные торговые пути. Вдоль этих путей создавались караван-сараи: специальные пункты для людей и загоны для верблюдов и лошадей, которые служили для жителей и давали защиту им не только от непогоды, но и от грабителей. В Древнем мире основными мотивами путешествий, кроме торговли, было и изучения мира, оздоровления (поездки в минеральных вод), обучения. В период расцвета греческих городов-государств формировались центры, которые регулярно посещали путешественники, например Олимпия во время Олимпийских игр. Для участников игр строились специальные жилые здания, места для тренировки, предоставлялись бытовые услуги (баня питания, места исполнения культовых обычаев).
Еще до I в до н. э. в Римской империи возникла и расцвела сеть государственных постоялых дворов, которые строились вдоль главных дорог, прежде всего для государственных чиновников и гонцов. Существовали два типа постоялых дворов в провинции и в самом Риме: одно из них предназначалось только для патрициев ( пансионас ), второе - для плебеев ( стабулярии ). Постоялые дворы для слоев низшего класса комфортом не отличались, а многие из путешествующих рассчитывали только на гостеприимство домовладельцев. Места питания и отдыха также предназначались для соответствующих низших классов общества. Во времена Римской империи постоялые дворы и таверны появлялись повсеместно, особенно на всех главных дорогах. В то время их насчитывалось до десяти тысяч. Пользоваться многими постоялыми дворами можно было лишь по предъявлении специального правительственного документа. Эти документы свидетельствовали об особом статусе их предъявителей, и поэтому часто воровались и подделывались. Некоторые богатые землевладельцы строили свои собственные постоялые дворы на границах своих владений, которыми управляли либо рабы, либо вольноотпущенные или ушедшие на покой гладиаторы. Хозяева таверн и постоялых дворов были лишены многих гражданских прав, включая право служить в армии, возбуждать против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве опекуна. Моральные устои всякого, занимающегося этим бизнесом, моментально ставились под сомнение. Однако римские повара считали себя элитой и награждали друг друга громкими титулами.
Во времена правления императора Адриана (117-138 г. н. э. ) римские шеф-повара учредили на Палатинском холме свою собственную Академию кулинарного искусства. Обычные таверны считались притонами греха и заходили туда, кроме простонародья, только совершенно опустившиеся аристократы. А высшее общество предпочитало «ловить свой кайф» в общественных банях. К тому времени, когда к власти пришёл Калигула (37 г. н. э. ), эти бани работали круглосуточно. Мужчины и женщины парились вместе, и вино при этом лилось рекой. При банях были роскошные обеденные комнаты, где организовывались банкеты как интимные, так и многолюдные, которые проходили с таким размахом, что правительство было вынуждено принять законы о роскоши, ограничивающие траты римлян на еду и выпивку.
В древней Персии путешествовали на верблюдах, большими караванами. Ночевали обычно в шатрах, которые разбивали рядом с караванным путём. Но иногда останавливались в так называемых караван-сараях - неких гостиничных комплексах, включающих загон для верблюдов и помещение для ночлега людей, окружённые крепостной стеной, защищающей от стихий (например, песочных бурь) и от разбойников, грабивших караваны. В те времена удобства, предоставляемые путнику в Азии, значительно превосходили те, на которые можно было рассчитывать в Европе. На Востоке торговля шла не в пример бойчее, а потому и путешествовали люди чаще. Китайская система путешествия «на почтовых» была гораздо эффективнее римской, хотя ей могли пользоваться лишь путешественники со средствами. В период процветания Римской империи на дорогах можно было встретить и купцов, и учащуюся молодёжь, и бродячих артистов.
В V веке, после падения Римской империи наступил очередной этап развития предприятий гостеприимства. Нападения кочевников приводит к уничтожению систем коммуникации (первой жертвой стали мощеные дороги) античного мира.
Средневековья характеризуется сокращением количества путешествий и изменением географии основных потоков; преобладали деловые поездки, которые были связаны с торговлей и паломничеством к святым местам Основным организатором размещения и питания для паломников была церковь, монастыри бесплатно принимали гостей. Церковь обязана была организовать "гостиницы" для туристов, паломников, священников. Сначала предоставлялись услуги бесплатно, но впоследствии становятся предприятиями, рассчитанными на получение прибыли. Церковь принимала путешествующих и брала деньги за ночлег и пищу.
Путешествовали и знатные феодалы со своей свитой, и высший класс, представлявшие государственные и личные интересы, и группы бродяг, состоявшие из поэтов, актеров и певцов, а также те, которые пытались заработать и овладеть науками и ремеслом. Путешественники перемещались группами, так как вероятность нападений разбойников была достаточно большой. Увеличение количества университетов в Европе способствовало росту путешествий будущими студентами.
Прообразы гостиниц были и на Ближнем Востоке, в Средней Азии и в Закавказье Купцы с караванами товаров путешествовали по предгорьям и пустынях, ночуя, как правило, в шатрах. Однако, иногда останавливались в караван-сараях - своеобразных гостиничных комплексах, включавших не только помещения для ночлега людей, но и помещения для верблюдов и другие помещения, для защиты от грабителей сооружались крепостные стены. Развитие торговых связей способствовал значительному росту гостиничного хозяйства в Европе Например, в Милане в XIV в уже насчитывалось 150 гостиниц
XV-XVI вв. - это время глобальных перемен в Европе, это связано с техническим прогрессом и географическими открытиями. В конце XV в Англии появляются законы, которые регулируют работу постоялых дворов (их насчитывалось в то время около 600), а во Франции вводится обязательный учет жителей. Однако гостиничное хозяйство того периода было чрезвычайно примитивным: не было удобств, очень низкий санитарный уровень. В XVI появляются первые кофейные, которые в конце XVII ст. становятся центрами культурной жизни того времени. В 1553 г. в Париже появляются уникальные для того периода заведения, например, ресторан Tour d Argent , задачей которого было предоставить услуги питания. Для этого периода характерны таверны для простых людей, где за общим столом подавались дежурные блюда по фиксированным ценам. В сельской местности один постоялый двор обслуживал всех прибывших: состоятельные люди обслуживались в столовой или у себя в комнате, бедняки, в основном, ели с хозяевами постоялого двора и его семьей на кухне.
В XVII веке приобретают существенной разницы по набору услуг и по цене сельские и городские средства размещения. Среди сельских средств размещения следует выделить постоялые дворы и трактиры, которые предлагали, в основном, ночлег и завтрак в городе, средствами размещения стали меблированные комнаты, пансионы и гостиницы, которые предоставляли все удобства и полное обслуживание.
В XVIII-XIX вв. с ростом экономических и политических связей между государствами начинается бурное развитие гостиничного хозяйства, особенно в городах Европы. Гостиничное дело превращается в важную отрасль, которая приносит большие прибыли.
Развитие предприятий гостеприимства XIX в связан с развитием туризма. Разворачивается строительство больших и малых гостиниц на морском побережье, у источников с минеральной водой, в живописных местах.
В конце XIX в крупных городах появились гостиницы с современными удобствами: канализацией, горячим водоснабжением, центральным отоплением, подъемными машинами (прообразами лифтов), электричеством и т. д. К таким отелей относился и парижский Grand Hotel , который был открыт в 1862 г. постепенно совершенствуется их техническое оборудование, меняются формы и методы обслуживания.
Стремительно развиваются и предприятия питания, т. е. появляются рестораны с высоким уровнем обслуживания, которые предлагают своим посетителям услуги, используя меню (а la carte ), организовывается питание для общеобразовательных учреждений и больниц . В 1898 г. в Лондоне открылся отель Savou , его управляющий Сезар Ритц и шеф-повар произвели настоящую революцию в организации ресторанов, и обед и в этом отеле стали атрибутом светской жизни.
Изменения в европейской гостиничной индустрии в начале XX в связанные с переменами в обществе: ускоряется ритм жизни (совершенствуются средства передвижения, появляется радио, телефонная связь, приобретает распространение электрическое освещение), проходит перестройка общества в сторону демократизации (с 1936 г. правительство Франции вводит летние отпуска, в начале 1950-х г. для жизни западных стран это становится нормой), все это приводит к появлению спроса уже на стандартизированное обслуживание: комфортное и недорогое.
В гостиничной отрасли возникают компании, акционерные общества, корпорации и синдикаты, которые управляют гостиничным хозяйством не только в своей стране, но и управляют строительством гостиниц е других странах (синдикат отелей в Лондоне, "Союз владельцев гостиниц" во Франции). Эти организации устанавливали цены на гостиничные номера, готовили стандарты гостиничного бизнеса, способствовали развитию туризма в целом, в 1906 г. был создан "Международный союз владельцев гостиниц", объединивший владельцев 17000 отелей в разных странах мира. В крупных городах гостиницы начинают использовать и в других целях: устраивают казино, проводят приемы, пресс-конференции и др. Однако в том значении, которое им придается сегодня, гостиницы появились всего лишь несколько веков назад. Первой гостиницей, открытой в США, была City Hotel с 70-тью номерами на Бродвее в Нью-Йорке. Это знаменательное событие произошло в 1794г. Первым настоящим отелем - с коридорными, регистратурой, с замками на дверях номеров и даже с бесплатным мылом для гостей - был Tremont House на 70 номеров, открытый в Бостоне в 1829г. В США большинство гостиниц были настоящими архитектурными шедеврами - с просторным вестибюлем, с бальным залом, с чудесами сантехники, а в некоторых случаях и с такими неслыханными в Европе того времени удобствами, как лифт, первый из которых был смонтирован в нью-йоркском отеле на Пятой Авеню в 1859г. Первым отелем с электрическим освещением был Hotel Everett тоже в Нью-Йорке.
Вообще, в 19 веке как в США, так и в Европе лучшие гостиницы были снабжены всеми современными удобствами, включая горячее водоснабжение, центральное отопление и канализацию. Благодаря техническому прогрессу, начинается строительство многоэтажных гостиничных зданий, в первую очередь в крупных городах и туристических центрах того времени. Появляется потребность в строительстве гостиниц при крупных университетах и научных центрах, в портовых городах и других транспортных узлах. Конечно, каждая гостиница ориентировалась на обслуживание своего специфического контингента: представителей высшего общества, среднего класса, студентов, коммивояжеров, транспортных рабочих и т. д. Каждая категория потребителей определяла набор услуг, уровень комфорта и цен, устанавливаемых гостиницей.
В середине 19 века в Европе появились специалисты - профессионалы гостиничного дела. Ими стали владельцы гостиниц, для которых уже недостаточно было освоить лишь несколько приемов гостеприимства. Теперь хозяин гостиницы управлял целым коллективом, а сама гостиница имела внутреннее деление на различные службы (в первую очередь в отдельную службу выделился ресторан с кухней, затем появились служба приема и хозяйственно-технический отдел). В повседневный язык вошли названия новых гостиничных профессий: консьерж, швейцар, портье, грум и т. д.
История становления первых гостиниц, получивших известность на национальном уровне, уходила корнями в семейный бизнес. Гостиничная индустрия знала много личностей, внесших значительный вклад в ее рост и развитие. Среди наиболее известных пионеров индустрии гостеприимства конца 19 - начала 20 вв. были Эллсворт Статлер , Конрад Хилтон, Джон Уиллард Марриотт , Цезарь Ритц .

Источник:учебник Организация гостиничного хозяйства - автор Головко О. М.


Все материалы

Найти проект